Gw161.ru

Gw161.ru - уникальный блог

Французский связной (фильм)
Французский связной
The French Connection
Жанр

боевик, триллер, детективный фильм

Режиссёр

Уильям Фридкин

Продюсер

Филип Д'Энтони

Автор
сценария

Робин Мур (роман)
Эрнест Тайдимэн (сценарий)

В главных
ролях

Джин Хэкмен
Фернандо Рей
Рой Шайдер
Тони Ло Бьянко

Оператор

Оуэн Ройзман

Композитор

Дон Эллис

Кинокомпания

20th Century Fox, Schine-Moore Productions, D'Antoni Productions

Длительность

104 мин

Бюджет

1,8 млн $

Сборы

51,7 млн $ (в США)

Страна

США

Год

1971

IMDb

ID 0067116

«Французский связной»[1] (англ. The French Connection) — кинофильм режиссёра Уильяма Фридкина, вышедший на экраны в 1971 году. Сюжет фильма основан на реальных событиях, а также их новелизации Робином Муром. Он рассказывает историю нью-йоркских детективов полицейского управления Джимми «Попая» Дойла и Бадди Руссо, прототипами которых стали детективы из отдела наркотиков Эдди Иген и Сонни Гроссо. Иген и Гроссо также появляются в фильме в камео-ролях. Фильм выиграл 5 премий «Оскар» (номинировался ещё в 3 категориях) и стал первым фильмом с рейтингом «R», который выиграл премию «Оскар» за лучший фильм после введения системы рейтингов киноассоциации.

В 2005 году фильм был отобран для хранения в Национальном реестре фильмов Соединенных Штатов как являющийся «культурно, исторически или эстетически существенным».

Содержание

Сюжет

Сюжет фильма основан на контрабанде наркотиков между Марселем (Франция) и Нью-Йорком (США). В Марселе полицейский задерживает Алена Шарнье (Фернандо Рей), французского преступника, перевозящего героин из Франции в США.

Двое нью-йоркских полицейских Джимми Дойл по кличке Попай (в честь героя мультфильмов Попая-моряка) и Бадди Руссо работают в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Нью-Йорка. Увидев сделку по продаже наркотиков в баре, Руссо задерживает торговца и жестоко избив его, узнаёт что в их районе ожидается поступление более крупной партии.

После этого Дойл и Руссо делают несколько выездов в ночные клубы Нью-Йорка. Там они разговаривают с подозрительными личностями, которые могут быть вовлечены в преступную деятельность.

Они устанавливают связь между владельцем газетного киоска Сальватором «Салом» Бокой (Тони Ло Бьянко) и адвокатом Джоэлом Уэйнстоком (Харольд Гари), который, по слухам, замешан в преступном обороте наркотиков. Детективы уговаривают своего руководителя Уолта Симонсона организовать прослушивание телефонов Бока и используют некоторые хитрости, чтобы получить больше информации.

В ходе этих мероприятий полицейские узнают, что глава преступной шайки собирается экспортировать крупную партию наркотиков в автомобиле некоего Анри Девере, который ни о чём не подозревает. Покупателями в Нью-Йорке являются Сал Бока и Уэйнсток.

Уэйнсток получает пробный образец героина и объявляет его превосходным, добавляя что груз «потянет» на $32 млн. Сал призывает поскорее сделать покупку, но Джоэл не торопится, зная, что за ними наблюдает полиция.

Шарнье понимает, что полиция узнала про их планы, чем делится с другими членами банды. Николи предлагает убить детектива Дойла, на что Ален отвечает, что это хорошая идея — убийство не будет слишком громким и они успеют вернуться во Францию прежде, чем полиция отреагирует.

Попытка убийства оказывается неудачной, Николи вынужден уходить от погони сначала на авто, потом на поезде. Происходит авария, Дойл стреляет киллеру в спину, когда тот пытается убежать.

Полиция конфискует автомобиль, вес которого больше нормы на 120 фунтов — очевидно, что наркотики в нём. После того, как механик удаляет некоторые детали, из машины извлекают крупную партию героина.

Деньги за наркотики находятся в другом автомобиле, который будет импортирован во Францию, где их и ожидает Шарнье. На контрольно-пропускном пункте полиция устраивает засаду, но гангстеру удается улизнуть.

Финальные титры говорят зрителю, что Джоэл Уэйнсток и Энджи Бока избежали тюрьмы, в то время как Сальваторе Бока получил четыре года тюрьмы. Ален Шарнье так и не был пойман.

В ролях

Кадр из фильма
Актёр Роль
Джин Хэкмэн Джимми 'Попай' Дойл детектив Джимми 'Попай' Дойл
Фернандо Рей Ален Шарнье Ален Шарнье
Рой Шайдер Бадди Руссо детектив Бадди Руссо
Тони Ло Бьянко Сальваторе Бока Сальваторе Бока
Марсель Боццуффи Пьер Николи киллер Пьер Николи
Фридерик Де Паскуале Анри Девере Анри Девере
Билл Хикман Билл Малдериг Билл Малдериг
Анн Реббот Мари Шарнье Мари Шарнье
Харольд Гари Джоэл Уэйнсток Джоэл Уэйнсток
Арлин Фарбер Энжи Бока Энжи Бока
Эдди Иган Уолт Симонсон Уолт Симонсон
Андрэ Эрнотте Валле Валле
Сонни Гроссо Билл Клейн Билл Клейн
Бенни Марино Лу Бока Лу Бока
Патрик МакДермотт Ховард химик Ховард
Алан Викс Уилли Крейвен наркоторговец Уилли Крейвен
Аль Фэнн информатор

Работа над фильмом

По словам Фридкина, его решение режиссировать фильм возникло в дискуссии с Говардом Хоуксом, дочь которого жила с Фридкиным в то время. Фридкин спросил Хоукса, что тот думает о своих фильмах, на что Хоукс прямо ответил, что все они были «паршивы» (англ. lousy). И посоветовал Фридкину, чтобы тот «сделал хорошую погоню. Сделал это лучше, чем делал кто бы то ни было» (англ. Make a good chase. Make one better than anyone's done)[2] .

Производство фильма было начато в ноябре 1970 года и закончено в марте 1971. Изначально на роль «Попая» Дойла был выбран Питер Бойл, однако тот отклонил роль, поскольку его агент счел, что фильм станет провалом. Съемки сцены слежки в метрополитене IRT 42nd Street Shuttle заняли два дня, а один из вагонов метро, под номером 6609, был сохранен нью-йоркским Музеем Транзита.

Фильм стал значимым опытом для Фридкина и Хэкмана и способствовал приходу неореалистов в голливудское кино в течение 1970-х годов. В аудиокомментариях к фильму, которые Фридкин дал для DVD релиза, режиссёр отметил, что реализм, присущий документальному кино, он перенял из просмотренного им французского фильма «Z». Интересно также то, что фильм стал первым, в котором был показан полностью построенный Всемирный торговый центр, который мелькает в одной сцене.

Кастинг

Хотя подбор актёров оказался сильнейшей стороной фильма, у Фридкина сразу возникли проблемы с кастингом. Он был решительно настроен против выбора Хэкмена на главную роль и в действительности видел в этой роли Пола Ньюмэна, хотя его кандидатура была отклонена из-за ограниченности бюджета. Тогда на роль стали пробоваться Джеки Глисон и нью-йоркский обозреватель Джимми Бреслин, который никогда раньше не играл[3]. Однако к тому времени Глисон стал "ядом" для кассовых сборов, после провала фильма «Gigot» с его участием, а Бреслин отказался садиться за руль автомобиля в сцене автомобильного преследования. Кандидатуру Стива Маккуина также рассматривали, но тот не хотел сниматься ещё в одном полицейском фильме после «Буллита». Его кандидатура также была отклонена из-за того, что гонорар Маккуина, как и Ньюмэна, превышал бюджет картины. «Жёсткий парень» Чарльз Бронсон также предполагался на эту роль. Фридкин почти согласился отдать роль Роду Тэйлору (который, по словам Хэкмана, активно добивался её), также одобренному студией, пока окончательно не остановился на Хэкмане.

Кастинг Фернандо Рэя, сыгравшего главного французского контрабандиста героина, Алена Шарнье (непочтительно упоминаемого в фильме как «Лягушка Один» (англ. Frog One)), оказался успешным по ошибке. Фридкин попросил, чтобы его ассистент нашёл испанского актёра, которого он видел во французском фильме Луиса Буньюэля «Дневная красавица». Роль исполнял Франсиско Рабаль, но Фридкин не знал его имени, и вместо этого связались с Рэем, который играл в нескольких других фильмах Буньюэля. После того, как Рабаль был наконец найден, выяснилось, что он не говорил ни на французском, ни на английском языке, а Рэй был утвержден в фильме[4]. Однако, по ещё большей иронии, после монтажа фильма съемочная группа посчитала, что французский язык Рэя неприемлем для фильма. Звукорежиссёры решили переозвучить его французский, но при этом сохранить реплики на английском языке.

Продолжение

Фильм имеет продолжение — «Французский связной 2».

Съемочная группа

  • Оператор: Оуэн Ройзмэн /Owen Roizman/
  • Сценарист: Эрнест Тайдимэн /Ernest Tidyman/
  • Продюсер: Филип Д’Антони
  • Монтажер: Джерри Гринберг /Jerry Greenberg/
  • Композитор: Дон Эллис /Don Ellis/
  • Художник: Бен Казасков /Ben Kazaskow/
  • Костюмы: Джозеф Фретуэлл /Joseph Fretwell/
  • Спецэффекты: Сэсс Бедиг /Sass Bedig/
  • По произведению: Робин Мур /Robin Moore/

Премии и награды

Премия «Оскар»
1971
Лучший фильм
Лучший режиссёр (Уильям Фридкин)
Лучший актёр (Джин Хэкмен)
Лучший монтаж (Джерри Гринберг /Jerry Greenberg/)
Лучший адаптированный сценарий (Эрнест Тайдимэн /Ernest Tidyman/)
Премия «Золотой глобус»
1971
Лучший фильм (драма)
Лучший режиссёр (Уильям Фридкин)
Лучший актёр (драма) (Джин Хэкмен)
Премия Британской киноакадемии
1973 Лучший актёр (Джин Хэкмен)
Лучший монтаж (Джерри Гринберг /Jerry Greenberg/)
Премия David di Donatello
1972 Лучший зарубежный фильм (Филип Д'Энтони)
Премия Гильдии режиссёров США
1972 Лучший режиссёр (Уильям Фридкин)
Премия Эдгара Аллана По
1972 Лучший художественный фильм (Эрнест Тайдимэн)
Премия Национального совета кинокритиков США
1972 Лучший актёр (Джин Хэкмен)

Номинации

Премия «Оскар»
1971 Лучший актёр второго плана (Рой Шайдер)
Лучшая операторская работа (Оуэн Ройзмэн /Owen Roizman/)
Лучший звук (Теодор Содерберг /Theodore Soderberg/, Кристофер Ньюман /Christopher Newman /)
Премия «Золотой глобус»
1971 Лучший сценарий (Эрнест Тайдимэн)

Примечания

  1. Более точным переводом названия является Французский след
  2. Howard Hawks: The Grey Fox of Hollywood Pg. 625. Grove Press, 2000 ISBN 0-8021-3740-7, 9780802137401
  3. Friedkin recounts his casting opinions in Making the Connection: The Untold Stories (2001). Extra feature on 2001 "Five Star Collection" edition of DVD release.
  4. This story is recounted in Making the Connection, supra.

Ссылки

  • «Французский связной»  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • «Французский связной»  (англ.) на сайте allrovi

Французский связной (фильм).