Gw161.ru

Gw161.ru - уникальный блог

Стратегические бомбардировки в период Второй мировой войны

Стратегические бомбардировки во время Второй мировой войны приобрели больший размах чем когда-либо до этого. Стратегические бомбардировки, проведенные нацистской Германией, Великобританией, США и Японией, использовали обычные вооружения, зажигательные бомбы и ядерное оружие.

Нацистская Германия прибегала к бомбардировке гражданских целей с первых дней войны. Британское правительство приказало своим ВВС строго придерживаться Амстердамского проекта международных правил, запрещавшего атаковать гражданскую инфраструктуру за пределами зоны боевых действий, но отказалось от этого 15 мая 1940 года, на следующий день после бомбардировки Роттердама[1][2]. 24 августа 1940 года немецкая авиация нанесла первый бомбовый удар по Лондону. Последовал период взаимных бомбардировок городов, основной целью которых были индустриальные городские зоны. В феврале 1942 года британские ВВС прекратили попытки высокоточных стратегических бомбардировок и перешли к практике ковровых бомбардировок, основной целью которых являлся «моральное состояние гражданского населения противника». Уточнялось что «целью бомбардировок должны быть районы жилой застройки, а не, к примеру, доки или авиационные фабрики.»[3]

США вступили в войну с намерением использовать высокоточные стратегические бомбардировки, что и было с переменным успехом применено в Европе. Однако в случае Японии из-за наличия высотных струйных течений, высокоточные стратегические бомбардировки оказались неэффективными и от них отказались в пользу ковровых бомбардировок.

Во Второй мировой войне воздушные бомбардировки унесли жизни 60,595 британцев, от 305,000 до 600,000 немцев[4][5] Американские бомбардировки Токио, Иокогамы, Кобе и многих других японских городов, включая сюда атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, унесли жизни от 330,000 до 500,000 японских гражданских лиц,[6] а также жизни около 100,000 японских лётчиков[7].

Содержание

Европа

Вторжение Германии в Польшу

Главная статья: Вторжение в Польшу

С самого начала войны люфтваффе провело массированные авианалеты на польские города. Варшава, Велюнь, Фрамполь и многие другие польские города подверглись массированным немецким бомбардировкам, зачастую напрямую направленных против гражданского населения. В случае Фрамполя, город был разрушен немцами, чтобы испытать эффективность и точность собственных воздушных бомбардировок.

Первые бомбы на Германию во время Второй мировой войны были сброшены одиночным польским бомбардировщиком PZL.23 «Карась» 21-й эскадрильи на фабрику в (в то время бывшем немецким) городе Олава. Хотя Польские ВВС обладали небольшим количеством современных бомбардировщиков среднего радиуса действия таких как PZL.37 «Лось», до того как масштаб немецких военных преступлений стал известным, польское командование не желало отдавать приказ о стратегической бомбардировке территории Германии, исходя из гуманитарных причин. Количественное и качественное превосходство люфтваффе в течение всего нескольких дней сделало такие операции невозможными.

Битва за Британию

Главная статья: Битва за Британию

Англичане были под глубоким впечатлением от немецких стратегических бомбардировок времен Первой мировой войны. Впервые за сотни лет Лондон был успешно атакован противником. В межвоенный период британские расчеты вероятного эффекта стратегических бомбардировок территории Великобритании, основанные на результатах немецких стратегических бомбардировок, приводили к мысли что стратегические бомбардировки городов противника, проводимые с использованием новейших бомбардировщиков того времени, заставят противника выйти из войны без необходимости увязать в долговременной траншейной войне. К тому же, было широко распространено мнение что эффективной защиты от бомбардировщиков не существует (отсюда знаменитая цитата: «Бомбардировщик всегда пробьется к цели»). Это, в совокупности с тем, что британские ВВС не обладали достаточным количеством бомбардировщиков с нужной дальностью действия для нанесения чувствительных авиаударов по Германии, служило важным фактором в принятии правительством Великобритании политики умиротворения Гитлера в течение 1930 годов[источник не указан 1233 дня]. Разрушения от стратегических бомбардировок с использованием обычных вооружений и отравляющих веществ ожидались на уровне, который в действительности был достигнут только в атомных бомбардировках.

Когда война началась в 1939, Королевские ВВС имели всего 488 бомбардировщиков всех типов, в основном устаревших, из которых только около 60 было новых Викерсов: большая часть остальных не обладала достаточной дальностью для нанесения ударов даже по Руру (не говоря уже о Берлине), имела незначительное вооружение, и не могла нести существенной бомбовой загрузки. Не было эффективных прицелов для бомбометания, очень мало бомб которые могли причинить существенный ущерб противнику, и даже такие очевидные вещи как карты Европы для определения курса до цели и обратно, были в большом дефиците. Более того, сложность наведения бомбардировщиков, ночью, на больших дистанциях для точной атаки небольших целей была очень сильно недооценена.

Германия к тому времени отказалась от планов по производству стратегических бомбардировщиков. С учётом того, что немецкие технические ресурсы были уже в значительной степени задействованы для удовлетворения других потребностей, доктрина люфтваффе предполагала активную поддержку армии, и с учетом практического опыта Испании, немецкое командование концентрировалось на применении тактических бомбардировщиков как воздушной артиллерии для поддержки армейских операций, и истребителей как средства защиты бомбардировщиков от истребителей противника. С началом боевых действий в Западной Европе, все три основных участника (Великобритания, Германия и Франция) сконцентрировались на дневных тактических бомбардировках. Немецкие Юнкерсы и средние бомбардировщики были весьма эффективны как поддержка операций немецкой армии; Французские ВВС, парализованные внутренними политическими конфликтами с другими родами войск и недостаточной логистической подготовкой, не смогли эффективно применить большое количество современных самолетов, находившихся в их распоряжении. ВВС Великобритании обнаружили, что храбрость в боях не может компенсировать недостаток необходимой подготовки летного состава и вооружения самолетов; потери британских бомбардировщиков во время защиты Франции были катастрофическими, а результаты их действия — минимальными. Как следствие, по итогам первого года войны, о стратегических бомбардировках мало кто вспоминал.

Немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 над доками Лондона, 1941 год.

Из-за нарастающих потерь в ходе Битвы за Британию, люфтваффе начало прибегать к тактике ночных бомбардировок.[8] В течение недели начавшейся 12 августа менее четверти полётов люфтваффе было совершено ночью, в то время как в последнюю неделю августа — уже более половины. 19 августа Геринг приказал совершить большую ночную атаку на Ливерпуль, и дал подчиненным свободу самим выбирать цели для бомбежки.[9] Лондон подвергался бомбержкам 15, 18/19, 22/23, 24/25, 25/26 и 28/29 августа. В целом в ходе бомбежек английских городов в августе 1940 года погибло свыше 1000 человек. В ответ, ВВС Великобритании совершили свой первый налет на Берлин 25/26 августа.[10] Это было политически неприятно для Геринга, утверждавшего, что люфтваффе может защитить крупные немецкие города от авианалетов. Под давлением своих руководителей, в частности Кессельринга, и полагая что ВВС Великобритании были намного слабее чем на самом деле, Геринг приказал сконцентрироваться на бомбардировке Лондона, в надежде что «последние оставшиеся» истребители английских ВВС будут втянуты в воздушные бои в которых люфтваффе сможет победить за счет численного превосходства. Масштабные бомбардировки Лондона начались 7 сентября когда более 300 бомбардировщиков атаковало вечером и еще 250 — ночью. К утру 8 сентября 430 жителей Лондона было убито, а люфтваффе выпустило пресс-релиз в котором заявило что свыше тысячи тонн бомб было сброшено на Лондон в течение 24 часов. В течение последовавших 9 месяцев бомбардировкам подверглись многие английские города, включая Бирмингем, Ливерпуль, Бристоль, Белфаст, Кардифф и Ковентри. Заявленная цель бомбардировок была стратегической — разрушение портовой и промышленной инфраструктуры; но также не подлежит сомнению что сломить волю рядовых англичан к сопротивлению было важной, если не главной, целью этой кампании.[11]

Постепенно, ввиду значительных потерь от действий английской истребительной авиации, люфтваффе перешло к ночным бомбардировкам. Целенаведение было проблемой и в дневное время; в ночное, оно было практически невозможным, что в итоге давало точность примерно в «город». Потери среди гражданского населения были значительны. Ожидаемого падения воли к сопротивлению, однако, не произошло; более того, согласно широко распространенному мнению, бомбежки имели противоположный эффект.

В течение 1941 года, ВВС сторон втянулись в радионавигационную войну. Немецкие ученые разработали ряд радионавигационных приспособлений, предназначенных для помощи пилотам люфтваффе в целенаведении ночью над территорией Великобритании, в то время как англичане работали над контрмерами (из которых стоит особо упомянуть разработку воздушного радара, ложных радиомаяков и станций радиопомех).

Несмотря на значительный урон, нанесенный немецкими бомбардировками, и значительные человеческие потери среди гражданского населения, воздушная защита Великобритании постепенно улучшалась, а необходимость переброски всех возможных частей люфтваффе на Восточный фронт привела к постепенному превращению бомбардировок из масштабных в редкие беспокоящие рейды.

Британская контратака

Британия начала свою собственную кампанию ночных стратегических бомбардировок в 1940 году и к концу войны довела ее размах до впечатляющих размеров. Воздействие стратегических бомбардировок на противника в то время плохо понималось и существенно преувеличивалось. В особенности в первые два года кампании, очень немногие понимали насколько малы были разрушения и как быстро немцы восполняли потери в производстве, несмотря на те очевидные уроки которые Великобритания могла получить из своего собственного опыта выживания под ударами немецкой авиации ранее.

Ближе к середине кампании, британское командование начало медленно понимать, что результаты бомбардировок имеют незначительное воздействие на немцев. Несмотря на нарастающий тоннаж сбрасываемых бомб, неточность бомбометания была такова что если бомба падала в пределах пяти миль от цели это считалось «попаданием» для целей статистики, и даже при таком учете многие бомбы падали мимо цели..[12] Иногда, разбирая цель и эффективность состоявшегося английского налета, немцы не могли определить какой город (не говоря уже о конкретном сооружении внутри города) был изначальной целью налета, настолько велик был разброс воронок от разрывов бомб.

Для решения этой проблемы, британское командование отказалось от идеи точечного бомбометания ключевых производств (шарикоподшипниковых в частности) и перешло к практике «бомбардировок городов».

Артур Харрис, глава Бомбардировочного командования Королевских ВВС, говорил, что «за неимением рапиры, пришлось прибегнуть к дубинке». В его восприятии, хотя намного более предпочтительным были бы точечные удары по конкретным целям, физически возможности сделать это не было, и поскольку война есть война, необходимо атаковать тем, что есть под рукой. Он поддержал идею бомбардировок городов, зная, что она приведет к жертвам среди гражданского населения, потому что это был выбор между бомбардировками городов и полным отсутствием бомбардировок, а также потому что бомбардировки городов означали сбрасывание большого количества бомб на районы, полные экономической активности, в которых были расположены промышленные предприятия, вносящие существенный вклад в немецкое военное производство.

Сгоревшие кварталы многоквартирных домов в Гамбурге; фотография 1944-45 годов.

Это изменение в приоритетах было согласовано с британским кабинетом в 1942 после презентации профессором Линдеманном, ведущим научным советником правительства, предложений по «обездомливанию» немецкой рабочей силы с помощью бомбардировок немецких городов. Такое изменение было вызвано, частично, неспособностью британских ВВС поразить или даже найти цели меньшего размера, чем города; первоначально даже нахождение городов было затруднительным[13]. Маршал британских ВВС Артур Харрис (также известный как «Бомбардировщик» Харрис) был назначен для выполнения задачи и выпустил новую директиву о бомбардировке городов. В дальнейшем, уже в ходе кампании, прогресс был достигнут в точности наведения бомбардировщиков Королевских ВВС, что было достигнуто за счет лучшего обучения экипажей, применения электронных средств наведения и эффективного использования новых тактик наведения на цель таких, как создание специальных «наводящих» подразделений, помечающих цели бомбометания для главных сил.

Авианалёт на Германию союзниками

Значительная часть промышленности Великобритании была занята созданием огромного флота тяжёлых бомбардировщиков. Вплоть до 1944 года эффект на немецкое военное производство оставался крайне небольшим и вызывал сомнения в том, стоил ли полученный результат затраченных усилий. Обычным контраргументом на это было утверждение, что в любом случае это было единственным направлением, в котором можно было направить британское военное производство. Влияние стратегических бомбардировок на немецкое распределение ресурсов, однако, со временем стало заметным, так как Германии со временем пришлось направлять до четверти своего военного производства на противовоздушную оборону и ликвидацию последствий бомбежек.[источник не указан 1233 дня] Ущерб нанесенный немецкой транспортной системе также был очень значительным. Кроме того, люфтваффе было существенно ослаблено, и к середине 1944 года союзники завоевали господство в воздухе над Германией в дневное время, что было абсолютно необходимо для успешной подготовки к высадке союзников в Нормандии.

Точечные бомбардировки

В мае 1943 британские ВВС провели успешную атаку на плотины Рурского района с использованием уникальных «прыгающих бомб» (Операция "Большая порка"). В течение одной ночи были разрушены две крупные плотины и одна повреждена. Налет нанес существенный урон промышленному потенциалу Рура.
С постановкой на вооружение в 1944 сверхмощных бомб Tallboy и Grand Slam появилась возможность наносить эффективные точечные удары по стратегическим военным объектам, недоступных иными средствами.

  • Тоннель в Сомюре. Разрушен 9 июня 1944. Нарушена доставка немецких подкреплений в Нормандию
  • Операция Арбалет (англ.) — серия налетов на объекты «Оружия вомездия» (Фау-1 и Фау-2). Разрушены заводы по производству ракет и укрепленные пусковые бункеры. Разрушена практически законченная строительством позиция сверх-тяжелого орудия Фау-3.
  • Укрепленные доки (базы) подлодок. Разрушены доки в Гавре, Булони, Бресте, Керомане, Лориеньте и др.
  • Линкор Tirpitz. Потоплен 12 ноября 1944.
  • Линкор Lützow. Серьёзно поврежден (апрель 1945).
  • Мост в Билефельде. Разрушен стратегически-важный мост.
  • Резиденция Гитлера в Берхтесгадене. Разрушена.

Ни одна из этих операций, кроме затопления долины Рура, не вызвала жертв среди гражданского населения противника.


Американские бомбардировки в Европе

В августе 1942 в Англию начали прибывать первые экипажи 8-й воздушной армии США, имевшие на вооружении стратегические бомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress. Первый пробный налет был совершен 17 августа 1942 на железнодорожный узел в г. Rouen Sotteville в северо-западной части Франции. В январе 1943 на Касабланкской конференции было принято решение начать стратегические бомбардировки Германии совместными англо-американскими силами. Целями бомбардировок должны были стать как объекты военной промышленности так и города Германии. Операция получила кодовое название «Пойнт-бланк».

В июле-августе 1943 г. массированной бомбардировке был подвергнут Гамбург. Первым массированным налетом на объекты в глубине Германии стал двойной рейд на Швайнфурт и Регенсбург 17 августа 1943. Подразделения неохраняемых бомбардировщиков оказались неспособны защитить себя от атак немецких истребителей, и потери оказались значительными (около 20 %). Такие потери были признаны неприемлемыми и 8-я воздушная армия остановила воздушные операции над Германией вплоть до прибытия истребителей P-51 Mustang имевших достаточную дальность полета чтобы долететь до Берлина и обратно.

С прибытием 15-й воздушной армии, базировавшейся в Италии, командование ВВС США в Европе было консолидировано в w:en:United States Strategic Air Forces (USSTAF). C постановкой в строй P-51 Mustang, операция «Пойнт-бланк» была возобновлена. Удар по люфтваффе в операции, известной как 'Большая неделя' (20 февраля — 25 февраля 1944) оказался успешным — потери немецких ВВС были таковы, что Германии пришлось срочно заняться распределением промышленных мощностей, так как немецкая истребительная авиация более не могла защищать небо над Германией даже днем и при поддержке системы ПВО.

27 марта 1944 года Объединенный комитет начальников штабов выпустил приказ, передающий контроль над всеми союзными ВВС в Европе, включая стратегические бомбардировщики, генералу Дуайту Эйзенхауэру, верховному главнокомандующему силами союзников, который делегировал командование над стратегической авиацией маршалу ВВС Артуру Теддеру. Это назначение встретило сопротивление со стороны нескольких руководителей, таких как Черчилль, Харрис и Карл Спаац, но после некоторых споров, решение было окончательно одобрено. Когда операция Pointblank была официально завершена 1 апреля 1944 года, союзные ВВС были на пути к завоеванию превосходства в воздухе над всей Европой. Хотя стратегические бомбардировки в какой-то степени продолжались, ВВС союзников переключились на тактические бомбардировки в рамках обеспечения высадки в Нормандии. Только в середине сентября 1944 года стратегические бомбардировки Германии снова стали приоритетными для ВВС союзников.[14]

Масштабным круглосуточным бомбардировкам — ВВС США днем, Великобритании — ночью, — подверглись многие промышленные районы Германии, главным образом Рур, за которыми последовали атаки непосредственно по городам, таким как Кассель, Пфорцгейм, Майнц и часто критикуемый налет на Дрезден. Цифры тоннажа бомб, сброшенных ВВС США в итоговой таблице, надо воспринимать с осторожностью, так как они могут относиться к глобальным результатам действий ВВС США. Тоннаж сброшенный ВВС США в Европе был намного меньше, чем ВВС Великобритании, поскольку последние имели бомбардировщики большей грузоподъемности и проводили бомбежки в течение более длительного периода (см. таблицу ниже.)

Командование ВВС США твердо придерживалось утверждения о «точном» бомбометании по военным целям в течение почти всей войны, и отрицало претензии, что они просто занимались бомбежкой городов. В реальности дневные бомбежки были «точными» только в том смысле, что большинство бомб падало где-то поблизости от конкретной цели такой, как железнодорожная станция, в то время как в ночной бомбардировке целью бомбежки был город в целом. Тем не менее, общий тоннаж бомб сброшенных днем и ночью в конечном счете оказался достаточным чтобы причинить масштабный ущерб, и, что даже более важно с военной точки зрения, заставить немцев отвлекать ресурсы для его устранения. Это и было самым важным последствием союзных стратегических бомбардировок: перераспределение немецких ресурсов.[источник не указан 1040 дней]

Эффективность

Несмотря на свою популярность среди военных и политиков, стратегические бомбардировки подвергались критике из практических соображений, так как не всегда давали надежный результат, и из моральных соображений - ввиду значительных жертв среди гражданского населения.

Например, Обзор эффективности стратегических бомбардировок проведенный правительством США в 1946 показал, что немецкое промышленное производство в самолетостроении, выплавке стали, танков, и в других секторах в течение войны значительно выросло, несмотря на проводимые стратегические бомбардировки. Однако увеличение военного производства оказалось значительно меньшим, чем потенциально позволяла немецкая экономика, и намного меньше, чем рост военного производства в Великобритании и США. Более того, значительная часть военного снаряжения не достигла линии фронта из-за расстройства немецкой транспортной системы вследствие бомбежек. Танки, которые достигали Западного фронта летом 1944, транспортировались лошадьми из-за жестокой нехватки топлива.[источник не указан 1237 дней]

Атаки на нефтяные скважины, нефтеперерабатывающие заводы и нефтебазы оказались, однако, очень успешными, и внесли большой вклад в общий коллапс немецкой экономики в 1945. Главной головной болью Шпеера были бомбежки нефтяных объектов; однако, это случилось достаточно поздно, когда Германия в любом случае уже терпела поражение. Тем не менее, будет справедливо сказать, что кампания бомбежек нефтяных объектов существенно сократила длительность войны, сохранив таким образом значительное количество человеческих жизней.

Однако немецкие наблюдатели отмечали вклад союзных бомбардировок в ограничение возможностей немецкой промышленности по развертыванию новых видов оружия. Шпеер неоднократно отмечал (как во время, так и после войны), что бомбежки привели к значительным трудностям в промышленном производстве. Конкретный пример исходит от адмирала Карла Деница, который в своих мемуарах отметил неспособность промышленности наладить выпуск революционных субмарин класса XXI, которые могли целиком изменить баланс сил в Битве за Атлантику), что им целиком приписывалось эффекту стратегических бомбардировок. Однако Обзор эффективности стратегических бомбардировок правительства США пришел к заключению что задержки в развертывании новых подлодок не может быть отнесено к эффекту воздушных бомбардировок.

Большая часть непонимания об эффективности бомбардировок возникла из часто цитируемого факта что немецкое промышленное производство увеличивалось во время войны. Хотя это действительно так, необходимо также упомянуть что производство также росло в США, Великобритании, СССР, Канаде и Австралии. И, во всех этих странах, рост производства был намного больше чем в Германии. Вплоть до поздних стадий войны, немецкое промышленное производство не было нацелено на военное производство и немецкие фабрики работали одну смену. Простым переходом к трехсменному производству, промышленный выпуск мог быть увеличен в три раза без каких-либо вложений в инфраструктуру. Однако инфраструктура подвергалась постоянным атакам. Бомбежки немецких каналов и железных дорог сделали транспортировку военных материалов по меньшей мере затруднительной. Рост промышленного производства, при наличии разрушенной транспортной системы, оказывался малоэффективным.

Психологическое воздействие

Пропагандистская листовка сброшенная Королевскими ВВС во время рейда на Эссен

Хотя стратегические бомбардировки предназначались чтобы «сломать волю противника», они вызвали обратный эффект. Воля английского народа к сопротивлению не была сломлена во время немецких бомбежек на ранней стадии войны.

В Германии воля к сопротивлению не была сломлена в ходе стратегических бомбардировок, которые проводились с намного большим размахом, чем немецкие бомбежки Великобритании. В Германии, так же, как и в Японии, не было бунтов с требованием капитуляции, и немецкие рабочие с угрюмым стоицизмом поддерживали военное производство на максимально высоком уровне; мораль немецких гражданских лиц, хотя и подверглась влиянию бомбардировок, сохранилась вплоть до конца войны. Большая часть немецких гражданских лиц, в основном женщины и дети, были эвакуированы из городов на поздних стадиях войны. Рабочие на некоторых, но не на всех, фабриках были заменены заключенными немецких концлагерей с низкой мотивацией к труду, которые подвергались жестоким репрессиям со стороны своих охранников из войск СС, если их производительность снижалась; большинство выживших немецких рабочих, однако, продолжало работать и осталась на своих постах.

Потери летчиков Luftwaffe

Бои с армадами тяжелых бомбардировщиков и «Мустангов» приводили к тяжелым потерям немецких летчиков-истребителей: за первые четыре месяца 1944 их погибло свыше тысячи. Часто это были невосполнимые потери, если гибли опытные пилоты-эксперты. К середине 1944 около 70 % немецких лётчиков-истребителей были заняты в ПВО внутри страны [15].

Статистика союзных бомбардировок в 1939-45

Количество вылетов Королевских ВВС и потери в 1939-45
Вылеты Потери
Ночью 297,663 7,449
Днем   66,851    876
Тоннаж бомб, сброшенных ВВС США и Великобритании на Германию в 1939-45
Год Королевские ВВС (тонн) 8-я авиа-армия ВВС США (тонн)
1939          31
1940   13,033
1941   31,504
1942   45,561     1,561
1943 157,457   44,165
1944 525,518 389,119
1945 191,540 188,573

Ref: War In The Air 1939—1945 by Richard Humble — Purnell — 1975

Азия

Японские бомбардировки Китая

Жертвы массовой паники во время японского воздушного рейда на Чунцин

Японские стратегические бомбардировки в основном проводились против таких китайских городов как Шанхай, Ухань и Чунцин. Всего было проведено около 5 000 рейдов с февраля 1938 по август 1943. Бомбардировки Нанкина и Гуанчжоу, начавшиеся 22 и 23 сентября 1937, вызвали широкомасштабные протесты, что привело к принятию дальневосточным комитетом Лиги Наций специальной резолюции. Согласно мнению одного из британских дипломатов,

«Эти рейды были направлены против мест находящийся далеко от зоны боевых действий. Военная их цель, там где она вообще была, представлялась абсолютно второстепенной. Главной целью бомбардировок, как представляется, было внушить ужас массовым убийством гражданского населения…»

[16]

Японскими ВВС были также осуществлены рейды на Филиппины и северную Австралию (см. Бомбардировка Дарвина 19 февраля 1942 года).

Американские бомбардировки Японии

Токио горит во время атаки зажигательныи бомбами 26 мая 1945.

Кампания стратегических бомбардировок Японии проводилась ВВС США с 1942 по 1945. В течение последних 7 месяцев кампании, упор был сделан на бомбардировки зажигательными бомбами, что привело к значительным разрушениям 67 японских городов, привело к гибели около 500,000 японцев и сделало около 5 миллионов человек бездомными. Для императора Хирохито, наблюдение разрушенных площадей Токио в марте 1945 года послужило толчком к личному участию в мирном процессе, завершившемся капитуляцией Японии пятью месяцами позже.[17]

Обычные (конвенциональные)

Первый авианалет авиации США на Японию (рейд Дулиттла) состоялся 18 апреля 1942 года, когда шестнадцать B-25 Mitchell стартовали с борта авианосца Хорнет (CV-8), чтобы атаковать ряд японских городов, включая Иокогаму и Токио и приземлиться на аэродромах, расположенных в Китае. В военном смысле результаты рейда были незначительны, но оказали заметный пропагандистский эффект. Из-за преждевременного старта ни один из бомбардировщиков не дотянул до назначенных аэродромов, разбившись при посадке (кроме одного самолета, приземлившегося в СССР, где экипаж был интернирован). Два экипажа попали в плен к японцам. По некоторым оценкам, до 250 000 китайских мужчин, женщин и детей погибли в ходе акций возмездия японской армии за содействие ВВС США в проведении этой бомбардировки.

Ключевым фактором для проведения бомбежек Японии было создание тяжёлого бомбардировщика B-29, дальность действия которого составляла 2 400 километров; почти 90 % тоннажа бомб, сброшенных на Японию, пришлось на этот тип бомбардировщика (147 000 тонн). Первый рейд B-29 на Японию из Китая состоялся 15 июня 1944 года. Этот рейд также не нанес японцам особого ущерба. Только 47 из 68 B-29 отбомбились по намеченным целям; четыре возвратились из-за технических проблем, четыре потерпели крушение, шесть сбросили бомбы не прицельно из-за технических проблем, а остальные поразили второстепенные цели. Только один B-29 был сбит авиацией противника. Первый рейд на Японию с востока состоялся 24 ноября 1944 года, когда 88 самолетов бомбили Токио. Бомбы были сброшены с высоты около 10 километров и, по оценкам, только около 10 % из них поразило намеченные цели.

Первые рейды проводились силами 12-й воздушной армии США с авиабаз в материковом Китае в рамках Операции Matterhorn. Это никогда не рассматривалось как удовлетворительное решение, не только из-за сложностей снабжения китайских аэродромов (поставки шли через «Горб» — воздушный мост из Индии в Китай через Гималаи), но и потому что B-29 могли достичь Японии только при условии замены части бомбовой загрузки на дополнительные баки с горючим. Когда стратегия адмирала Нимица по «перепрыгиванию островов» привела к захвату Марианских островов, расположенных в пределах дальности полета B-29 от Японии, 12-я воздушная армия переместила туда свои базы (особенно на Гуам и Тиниан). Теперь B-29 могли летать бомбить Японию с полной бомбовой загрузкой.

Так же как и в Европе, ВВС США пытались придерживаться практики дневных точечных бомбардировок. Это, однако, оказалось невозможным из-за наличия около берегов Японии сильных ветров в стратосфере, делавших невозможным прицельное бомбометание. Ли Мей, командовавший в то время 12-й воздушной армией, приказал переключиться к тактике массированных ночных бомбардировок с использованием зажигательных бомб с высот около 2 километров по основной агломерации городов, включающей Токио, Нагоя, Осака и Кобе. Несмотря на ограниченный первоначальный успех бомбежек, особенно против Нагои, Ли Мей продолжил использование этой тактики против японских городов. Атаки против стратегических объектов также проводились путем дневных бомбежек с более низких высот.

Первый успешный бомбовый рейд с использованием зажигательных бомб был проведен на Кобе 3 февраля 1945: почти половина основных заводов города была повреждена, объем производства на одной из двух городских верфей упал более чем в два раза.

Большая часть бронирования и вооружения бомбардировщиков снималась чтобы увеличить бомбовую загрузку; японская система ПВО по количеству ночных истребителей и зениток была настолько слаба что это было вполне возможным. Первый рейд такого типа на Токио произошел в ночь с 23 на 24 февраля, когда 174 B-29 уничтожили около 3 кв. км. города. В ночь с 9 на 10 марта 334 B-29 провели повторный налет на Токио, сбросив около 1 700 тонн бомб. Около(40 кв. км. площади города была разрушено; свыше 100,000 человек погибло в возникшем огненном смерче. Урон был максимальным в части города к западу от Императорского дворца. Это был самый разрушительный налет с использованием обычных вооружений в истории. Город был сделан преимущественно из дерева и бумаги, и японские методы борьбы с пожарами оказались неэффективными. Пожары вышли из-под контроля, нагревая воду в каналах до кипения и вызывая самопроизвольное самовозгорание целых кварталов. Результаты зажигательных бомбардировок Токио подтвердили опасения, высказанные адмиралом Ямамото еще в 1939: «Японские города, будучи сделанными из дерева и бумаги, загорятся очень легко. Армия может заниматься самовосхвалением сколько хочет, но если начнется война и будут крупномасштабные авианалеты, страшно представить что тогда произойдет.»[18]

В последующие две недели было сделано 1,600 самолето-вылетов против четырех городов, в ходе которых 80 кв. км. городской территории было разрушено ценой потери 22 бомбардировщиков. К июню, свыше 40 % городской площади шести крупнейших городов Японии (Токио, Нагоя, Кобе, Осака, Иокогама и Кавасаки) были разрушены. Под командованием Ли Мея находилось почти 600 бомбардировщиков, которые до конца войны успели разрушить десятки более мелких городов городов и производственных центров.

Листовки сбрасывались над городами перед бомбежкой, предупреждая людей и призывая их покинуть город. Хотя многие, даже внутри ВВС США, рассматривали это как форму психологической войны, тем не менее существенным мотивом было желание снизить беспокойство в США о масштабе разрушений, вызванных бомбардировками.

Обзор эффективности стратегических бомбардировок на Тихом океане, выпущенный уже после окончания войны, в 1946 году, отмечал что способность стратегических бомбардировок, в комбинации с морской блокадой и предыдущими военными поражениями, привести Японию к капитуляции была недооценена. К июлю 1945, только часть запланированного флота стратегических бомбардировщиков была развернута против Японии, целей, достойных применения этих сил, оставалось уже мало. Глядя ретроспективно, было бы более эффективно использовать авиацию наземного и морского базирования для уничтожения торгового флота Японии и начать минирование с воздуха намного раньше что, вкупе с успешно осуществленной союзниками подводной войны против торгового флота Японии привело бы к полной изоляции этой островной нации, что ускорило бы удушение Японии и закончило войну раньше[19].

Атомные

Главная статья: Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки
Ущерб от атомных бомбардировок японских городов во время Второй мировой войны [20]
Японский город  % площади
разрушено
сравнимый
город США
Хиросима 90 Хьюстон
Нагасаки 45 Акрон

См. также

Примечания

  1. Frederick Taylor Dresden Tuesday 13 February 1945 Chapter «Call Me Meier» pages 105—111
  2. Draft Convention for the Protection of Civilian Populations Against New Engines of War. Amsterdam, 1938, verified 26 February, 2005
  3. Bomber Command blog site RAF-Lincolnshire.info
  4. Twentieth Century Atlas — Death Tolls: United Kingdom lists the following totals and sources:
    • 60,000, (bombing): John Keegan The Second World War (1989);
    • 60,000: Boris Urlanis, Wars and Population (1971)
    • 60,595: Harper Collins Atlas of the Second World War
    • 60,600: John Ellis, World War II : a statistical survey (Facts on File, 1993) «killed and missing»
    • 92,673: Encyclopaedia Britannica, 15th edition, 1992 printing. «Убитых, умерших от ран, или в тюрьмах …. исключая умерших от естественных причин и покончивших жизнь самоубийством.»
    • 92,673: Norman Davies,Europe A History (1998) в основном совпадает с цифрами в Britannica
    • 92,673: Michael Clodfelter Warfare and Armed Conflict: A Statistical Reference to Casualty and Other Figures, 1618—1991;
    • 100,000: William Eckhardt, 3-страничная таблица военной статистики, напечатанная в «World Military and Social Expenditures 1987-88» (12-е издание, 1987) Ruth Leger Sivard. «Смерти», включая «массовые убийства, политическое насилие и эпидемии, связанные с конфликтами.»
    Британцы вели точные записи числа погибших, так что 60,595 — в официальном списке включая 30,248 моряков британского торгового флота (большинство из которых перечислены в мемориале Tower Hill)
  5. Austrian Press & Information Service, Washington, D.C) и другие территории Третьего рейха, не входящие в состав современной Германии)
  6. Twentieth Century Atlas — Death Tolls: Allies bombing of Japan lists the following totals and sources
    • 330,000: 1945 US Strategic Bombing Survey;
    • 363,000: (not including post-war radiation sickness); John Keegan The Second World War (1989);
    • 374,000: R. J. Rummel, inclding 337,000 democidal;
    • 435,000: Paul Johnson Modern Times (1983)
    • 500,000: (Harper Collins Atlas of the Second World War)
  7. Saward, «Bomber» Harris; Hastings, Bomber Command.
  8. John RayThe Night Blitz Chapter «Choosing London» pages 101—102
  9. Wood & Dempster The Narrow Margin Chapter «Second Phase» page 175
  10. Richard Overy The Battle Chapter «The Battle» pages 82-83
  11. Bomber Command на сайте Military History Online
  12. A different war: Australians in Bomber Command a paper presented at the 2003 History Conference — Air War Europe
  13. Deighton, Bomber.
  14. Norman Longmate, The Bombers:The RAF Offensive against Germany 1939—1945, pp.309-312
  15. М. Спик «Асы люфтваффе» — Смоленск, «Русич» 1999
  16. The Illustrated London News, Marching to War 1933—1939, Doubleday, 1989, p.135
  17. Bradley, F. J. No Strategic Targets Left. «Contribution of Major Fire Raids Toward Ending WWII» p. 38. Turner Publishing Company, limited edition. ISBN 1-56311-483-6
  18. Spector, Ronald (1985). «Eagle Against the Sun.» New York: Vintage Books. p. 503.
  19. United States Strategic Bombing Survey, Summary Report (Pacific War). July 1 1946
  20. Caidin, Martin. A Torch to the Enemy: The Fire Raid on Tokyo, Bantam War Books, 1960. ISBN 0-553-29926-3

Источники

  • THE UNITED STATES STRATEGIC BOMBING SURVEY (European War), 30 сентября 1945 года
  • THE UNITED STATES STRATEGIC BOMBING SURVEY (Pacific War), 1 июля 1946 года
  • Davis, Richard G. Bombing the European Axis Powers. A Historical Digest of the Combined Bomber Offensive 1939—1945 PDF. Alabama: Air University Press, 2006

Стратегические бомбардировки в период Второй мировой войны.